Понаблюдайте за малышом, когда он заинтересуется орнаментом на обоях
или внимательно изучает ваше лицо. Теперь он может делать это гораздо
дольше и больше внимания уделяет деталям вместо того, чтобы просто
скользить по ним взглядом.
Он лучше следит за вами глазами, когда вы проходите мимо, и при этом,
как радар, поворачивает голову. Если вы выходите из комнаты, он может
заплакать.
На этой стадии развития дети видят не только лучше, но и дальше.
Находясь в состоянии сосредоточенного спокойствия, ребенок может
разглядывать потолок и вентилятор на нем, темные контрастные перила,
тени на стенах, растения, находящиеся от него на расстоянии 15-20 футов
(5-6 м). Наиболее привлекательными остаются темные контрастные предметы
на светлом фоне.
Из дневника Марты: "Мне удается привлечь внимание Мэтью, используя
черно-белый 6-гранный кубик размером около 2 дюймов, который я
располагаю перед его глазами. Какое-то время он просто прикован к этим
"движущимся картинкам" и изучает каждую сторону по мере медленного
вращения кубика. Кажется даже, что он различает изображения на каждой
грани. Иногда, если Мэтью начинает капризничать, я вытаскиваю кубик, и
капризы прекращаются".
Беседа с 3-месячным младенцем
Именно теперь-то и начинаются настоящие разговоры. Этот период кажется
вам легче предыдущих, поскольку сейчас вы можете понять своего малыша.
Понаблюдайте за движениями его тела и мимикой, постарайтесь догадаться,
о чем он думает, когда ведет себя тем или иным образом. Понимая язык
его телодвижений и мимики, вы сможете предвидеть, что за этим
последует: собирается он заплакать или улыбнуться? Своевременным
вмешательством в ситуацию ("Эй, .... (имя)!") вы сможете превратить
надвигающийся плач в улыбку. Ваше счастливое лицо может заставить
малыша забыть, что он хотел заплакать.
Разные формы плача. Теперь вам не только легче читать язык
телодвижений малыша, но и причина его плача становится более
доходчивой. Разный плач отражает различные потребности ребенка.
Требовательный плач и покрасневшее от напряжения лицо - явный признак
настоятельного желания оказаться у вас на руках. При хнычущем плаче
можно ограничиться ответом с дальней дистанции, даже из другой комнаты.
Обратите внимание на паузы, которыми перемежается плач малыша. Это он
как бы сообщает вам, что ждет ответа, а не получив его, продолжает
подзывать вас.
Расширение "словарного запаса". Ребенок начинает больше
"говорить" - издаваемые им звуки становятся громче, протяжнее. Он
начинает долго тянуть гласные звуки ("ааах", "эээх", "эээ", "ооох").
Вслушайтесь в это продолжительное гуление, воркование, кряхтение,
сопение, повизгивания и вздохи. Кажется, что малыш пробует, какие еще
звуки можно извлечь с помощью своего рта и языка. Ребенка интересует,
как громко он может визжать, и особенно, как такие вопли действуют на
вас. И кажется, он вскоре начинает осознавать, что такого рода звуки
производят на родителей шоковое впечатление. Все это не значит, что ему
не нравятся и приятные звуки. Даже на этой ранней стадии развития
ребенок старается приспособить к вашей звучание собственной "речи".
Если вы встретите режущий ухо крик вашего ребенка тихим шепотом,
возможно, он умерит свою "громкость".
Движения 3-месячного малыша
Положите младенца на мягкую подстилку на стол. Устройтесь так, чтобы
ваша голова была на том же уровне. Постарайтесь установить визуальный
контакт и начинайте говорить. Ребенок может поднять головку на 45° и
даже больше и продолжить этот разговор "голова к голове". Теперь его
головка не опускается беспомощно вниз, как раньше; он может какое-то
время удерживать ее в таком положении. Поворачивая голову из стороны в
сторону, он начинает исследовать окружающий мир.
Новая игра. Переверните ребенка на спину (большинство детей в
этом возрасте еще не могут переворачиваться самостоятельно), держа его
обеими руками, медленно переводите в сидячее положение. Голова и
туловище будут приподниматься одновременно, в то время как в предыдущие
недели движения головы отставали. В сидячем положении голова малыша не
раскачивается, как прежде, а становится устойчивой. Конечно, если не
помогать ему и не поддерживать голову, она быстро склонится, но ребенок
может вновь вернуть ее в контролируемое вертикальное положение.
Стойка и опора. Возьмите малыша под мышки и подержите в стоячем
положении. Месяц назад его ножки сразу подгибались. Теперь же они в
течение нескольких минут несут нагрузку всего тела и ваша поддержка
нужна только для сохранения равновесия А теперь поставьте малыша к себе
на руки, прислонив его к своей груди. Вы замечаете, насколько сильнее
стали его ножки?
Игра на полу. Началась игра "вверх - вниз". Большинство
3-месячных малышей больше всего любят находиться у вас на руках, но им
может понравиться лежать на полу и наслаждаться свободой движений.
Ограничивающий рефлекс отдыхающей шеи постепенно начинает ослабевать,
позволяя малышу вытягивать руки и ноги в разные стороны и делать
движения наподобие "велосипеда" (иногда это называют "хлопаньем
крыльями"). Естественно, что такие упражнения поощряются восхищенными
зрителями сверху. Но лучше будет, если вы опуститесь рядом с малышом на
пол и составите ему компанию.
Причина и следствие. В 3 месяца ребенок открывает для себя, что
он может как-то воздействовать на окружающий мир. "Я тяну подвешенную
игрушку - она движется", "Я трясу погремушку - она гремит". Так он
открывает связь между причиной и следствием. Это открытие сохраняется в
его развивающемся мозгу, и он начинает пользоваться им, чтобы получать
желаемый результат. Например, к этому времени малыш учится сосать
эффективнее - так, чтобы получать больше молока с меньшими затратами.
Из дневника Марты: "Я заметила, что Мэтью ловит мою грудь, делает
несколько сосательных движений, а затем ждет, пока сработает рефлекс
извержения молока и оно потечет ему в рот полной струей. Только тогда
он начинает активно сосать и глотать. Он понял, что это самый легкий
способ для начала кормления".