Теперь
действительно начинается кое-что интересное. Двигательные и речевые
навыки, основы общения, которые начали формироваться в предыдущие 3
месяца, теперь, можно сказать, расцветают пышным цветом, этот период
жизни ребенка мы называем этапом взаимодействия.
"Мой малыш не делает этого!"
Насмотревшись графиков развития, вы можете посетовать: "Мой малыш еще
не делает этого!" Не беспокойтесь. Практически все дети проходят в
развитии те основные вехи, о которых мы здесь рассказываем, но не
всегда "вовремя". Прогресс от месяца к месяцу гораздо важнее, чем
соответствие временному графику. Получайте удовольствие от
последовательности развития и не обращайте особого внимания на то, на
каком месяце должно, как вы читали, появляться что-то новое у вашего
малыша.
Основной навык - бинокулярное зрение
Вы уже научились внимательно наблюдать за развитием ребенка и
замечаете, что каждая следующая ступень сопровождается появлением того
или иного навыка, который впоследствии разрастается в целый набор
умений и возможностей.
Основным таким навыком 4-го месяца жизни является бинокулярное зрение
(двумя глазами). С этого времени вашему малышу обеспечена большая
глубина восприятия. А это не что иное, как способность точно определять
расстояние до предмета, на который смотришь. Вспомните, как вел себя
малыш месяц назад. Теперь он не промахнется, задумав схватить игрушку,
потому что в состоянии сфокусировать на ней взгляд.
С развитием бинокулярного зрения у ребенка улучшается способность
следить за чем-нибудь глазами. Понаблюдайте, как он фиксирует взгляд на
движущемся предмете или качающейся из стороны в сторону игрушке. К тому
же, теперь он поворачивается на все 180°, и, когда наблюдает за
движущимся объектом, его голова и глаза двигаются синхронно.
Смотреть и разглядывать. Разглядывать - это больше, чем просто видеть.
Этот процесс предполагает не только некоторую осмысленность, но и
умение поворачивать глаза и голову так, чтобы не упустить из виду
интересующий вас предмет. Чтобы определить, насколько малыш продвинулся
в освоении этого навыка, попробуйте совместную игру в разглядывание.
Когда ребенок будет в состоянии сосредоточенного спокойствия,
установите с ним фиксированный визуальный контакт. Затем медленно
отклоните голову и посмотрите, как он повернет свою головку вслед за
вашей. Разверните его от себя на 180°-он начнет поворачивать голову,
чтобы по-прежнему видеть ваше лицо. Это и есть разглядывание -
удивительная способность зрения, позволяющая ребенку изучать
интересующие его предметы окружающего мира.
Из дневника Марты: "Одна из наиболее примечательных черт развития
на- шего малыша на 4-м месяце жизни это то, что он начал находить меня
глазами. Я читаю в его взгляде выражение благодарности, при этом его
глаза становятся такими ласковыми и обожающими. Он поворачивает свое
личико ко мне и, кажется, совершенно ясно понимает, что я и есть
источник заботы о нем и его благополучии. Он постоянно жаждет моего
присутствия и всецело наслаждается, когда мы вместе. Это подлинно
любовные отношения во всей своей полноте. Я узнаю любовь в его глазах -
это еще одно эмоциональное состояние, которое он теперь может
выражать".
Любимые цвета. Хотя белый и черный цвета по-прежнему остаются
пока любимыми, малыш начинает проявлять интерес и к другим. Дети
предпочитают естественные цвета - такие, например, как красная и желтая
окраска цветов, но еще не в состоянии воспринимать пастельные тона.
Поощряйте интерес к цвету у вашего малыша, используйте сочетание
контрастных полосок яркого и темного цвета - например, кричаще-красных
и ярко-желтых.
Из дневника Марты: "Когда я читаю книжку старшим детям, Мэтью
проявляет большой интерес к картинкам на белых и желтых страницах с
большими, отчетливо напечатанными буквами. Он долго изучает эти буквы и
издает при этом воркующие звуки. Это очень похоже на то, что он читает
по-настоящему".
Дотянуться и осторожно прикоснуться
Развитие бинокулярного зрения - прелюдия к важнейшему навыку -
направленному зрительному досяганию, означающему, что глаза как бы
направляют движение рук, захватывающих желаемый предмет точно и
аккуратно. Посмотрите, как глаза ребенка следят за его же руками,
тянущимися к игрушке. Кажется, что глаза и руки договорились между
собой: "Давайте вместе достигнем нашей цели".
Любимая игрушка. На этой стадии развития малыш с большим
интересом играет своими руками. Теперь, поскольку глаза ребенка
обладают достаточной глубиной видения, он может постоянно играть с этой
любимой и всегда находящейся при нем игрушкой. Сосание пальцев или
кулачка - любимейшее его времяпрепровождение. Такое занятие помогает
унять зуд в деснах, который появляется, когда режутся молочные зубы.
Из дневника Марты: "Любимая игрушка Мэтью - красное резиновое кольцо
диаметром около 3-4 дюймов. Мы наблюдаем за многочисленными
манипуляциями, которые он проделывает с этой простой недорогой
игрушкой. Он может схватить кольцо и поднести поближе, чтобы удобнее
было его рассматривать; хватается за него другой ручонкой и пытается
растянуть; зажимает кольцо в одной руке и дотягивается до него другой;
перекладывает из руки в руку и, наконец, начинает жевать его так
усердно, будто это и было конечной целью всех предыдущих манипуляций.
Кажется, он очень доволен тем, что ему удается проделать с этой
игрушкой".
"Загребущие" ручонки. Большинство детей в этом возрасте еще не
умеют аккуратно брать предметы одной рукой. Поднесите интересную
игрушку к малышу, чтобы он мог до нее дотянуться. Вместо того чтобы
взять игрушку одной рукой точно и аккуратно, малыш попытается схватить
ее сразу двумя, как бы загребая к себе. Он может промахнуться, и тогда
его "загребущие" ручонки встретятся, вместе продолжив движение ко рту.
Если отодвинуть игрушку в тот момент, когда малыш тянется за ней,
скорее всего, он отвернется, потому что вы нарушили правила игры.
Исправьте положение и предложите игрушку еще раз. Дело в том, что в
этом возрасте дети еще не в состоянии корректировать свои действия,
если объект движется, поэтому они и не могут точно схватить такую
игрушку.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Когда у 3-4-месячного малыша развивается
стремление доставать и схватывать все, до чего он сможет дотянуться,
держите его подальше от предметов, которые могут причинить ему вред.
Например, от кастрюль с горячим содержимым, от острых и хрупких
предметов. Никогда не держите стакан с горячим чаем, если у вас на
руках малыш. Вы уверены, что будете осторожны, но у детей невероятно
быстрая реакция.