Сон ребенка. Засыпание
Полежи со мной, мама
Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Малышу
двух-трех лет пора спать. Но он как будто специально тянет время: то
водички ему принеси, то подушечку поправь. Просит задвинуть шторы, а
через пять минут требует их раздвинуть: ему, видите ли, так больше
нравится. И вообще будет лучше, если мама посидит с ним рядом – пока он
засыпает.
Взрослые начинают раздражаться: сколько дел еще нужно переделать, а
желанная свобода все не наступает! Вот у других ребенок только коснется
головой подушки, как уже спит. Никаких специальных убаюкиваний не
требует. А это… Да он просто издевается! Не стоит волноваться.
Во-первых, у других тоже бывает по-разному. Во-вторых, вечерняя
усталость и накопившееся раздражение родителей не способствуют
правильной оценке ситуации.
Почему они не любят спать?
Малыши, в отличие от взрослых, не любят ложиться спать. Они
воспринимают сон почти так же. Как люди архаических времен. Древние
люди думали про спящего: его здесь временно нет. Конечно, малыш не
может объяснить свое поведение такими словами. Но каждый раз перед
засыпанием он переживает расставание с близкими ( закроешь глаза и
ничего не будет ) и невозможность активного движения.
А ребенок раннего возраста мыслит и чувствует по преимуществу в
движении. Недаром психологи называют его интеллект «психомоторным». Нет
ничего удивительного, что малыш всеми доступными ему средствами хочет
оттянуть неприятный момент. Кроме того, ребенку кажется, что тратить
время на сон равносильно пропуску чего-то очень интересного.
Что делать?
Чтобы укладывание не превращалось для взрослых в пытку, постарайтесь
придать этому процессу некоторую структуру – с учетом психологических
особенностей и потребностей малыша.
Каждая мама может рассказать, как ее двухлетний ребенок с забавной
настойчивостью требует воспроизведения каких-то слов и действий.
Например, целовать его надо обязательно три раза: причем сначала в
лобик, а потом в обе щечки; перед купанием посадить в ванную резинового
пупса, а уж потом – самого малыша; кашу класть в одну и ту же привычную
тарелочку.
Родители удивляются настойчивым требованиям ребенка читать на ночь
одну и ту же сказку. Малыш при этом внимательно следит, чтобы текст
воспроизводился полностью, без всяких пропусков и замены слов.
Почему? В раннем возрасте ребенок усваивает огромное количество
информации, развитие его идет невероятно быстро. Детский консерватизм –
обратная сторона этого процесса, своеобразная защитная реакция психики
от многообразия впечатлений. Динамичный мир должен получить какие-то
устойчивые характеристики, фиксированные метки.
Малыш наполняет свою жизнь самостоятельно создаваемыми ритуалами. У
каждого ребенка индивидуальный набор таких ритуалов. Но практически все
дети пытаются придать ритуальный характер своему засыпанию. Если
пустить дело на самотек, гонять перед сном туда-сюда маму ( или няню )
и капризничать – это может стать для ребенка ритуалом, и борьба с этой
привычкой будет болезненной. Лучше привнести в этот процесс разумный
порядок и содержательность.
Правила поведения
Нельзя укладывать малыша спать в спешке, сопровождая свои действия
словами «Скорей, скорей!». Это не дает ему расслабиться, создает
ненужную напряженность, может спровоцировать капризы. На укладывание
нужно оставлять время с запасом, чтобы была возможность включить в него
и общение, и игру.
Пусть малыш перед сном «проиграет» предстоящее ему укладывание:
приготовит постельку для куклы, покачает ее, положит в кроватку,
поцелует, пожелает «Спокойной ночи!» - то есть сделает все то, что
составляет ритуал его собственного прощания перед сном.
Если ребенок в чем-то провинился, конфликт нужно разрешить до сна и
ни в коем случае не угрожать карами на следующее утро: «Вот проснешься
– я тебе покажу!». Малыши не понимают отсроченных наказаний, зато
погружаются в сон с ощущением, что их не любят. Это крайне болезненное
переживание.
Сделайте чтение или рассказывание сказки традиционным совместным
занятием перед сном. Читайте и рассказывайте рядом с детской кроваткой
– тогда ребенок будет связывать с ней приятные минуты общения. На ночь
лучше читать что-нибудь знакомое. Во время чтения посадите малыша на
колени, прижмите его к себе, если он сидит рядом, или держите за ручку:
телесный контакт рождает чувство единения и защищенности.
Малышу трудно расставаться с любимыми взрослым. Поэтому «прощание»
должно быть наполнено особым, ярко выраженным проявлением чувств,
подтверждением любви и принятия со стороны взрослого. Обязательно
обнимите и поцелуйте малыша, назовите ласковым словом перед тем, как
выйти из комнаты.
Последовательность ваших собственных действий и совместных действий
с ребенком должна повторяться изо дня в день, чтобы вы могли сказать:
«Мы сделали то-то, то-то и то-то. Теперь тебе пора спать, а я уйду
делать дела». Будьте нежны, но настойчивы. На призывы ребенка после
окончания ритуала отвечать не следует.
Постарайтесь предвидеть некоторые ситуации, чтобы не допустить их.
Например, вы знаете: уложенный в кроватку малыш только вы выйдете,
обязательно попросит водички. Предложите ему попить заранее, а потом
поставьте на столик рядом с кроваткой чашечку с водой. Если боитесь
провокаций ( «Мама! Я пролил водичку!» ), налейте воду в бутылочку с
соской. Ничего страшного, если ребенок днем такой бутылочкой не
пользуется: она будет лишь декорацией для вечернего действа. Точно так
же ведите себя, если малыш начинает проситься на горшочек. Поставьте
горшок у кроватки. Если малыш захочет пописать, то должен сделать это
без вашей помощи.
Внимательно отнеситесь к просьбе ребенка оставить в комнате ночник:
многие дети боятся темноты, и нет причин оставлять их один на один с их
страхами. Используйте «волшебные» лампы с изображением спокойно
двигающихся фигурок или предметов. Они отвечают потребности ребенка
наблюдать движение и успокаивают. Но включайте такую лампу только перед
засыпанием, когда вы сами уже покинули детскую. Образ лампы со всеми ее
красотами должен быть «привязан» исключительно к укладыванию. В другое
время дня лампу лучше вообще убирать с глаз малыша.
Вашим молчаливыми союзниками в укладывании могут стать звездочки,
«проявляющиеся» в лучах ночника, или другие подобные изображения. Можно
каждый раз наклеивать звездочки в разных местах над кроваткой малыша:
«Я выйду из комнаты, а ты попробуй отыскать глазками новую звездочку!».
Имейте в виду: каждый ребенок имеет индивидуальные особенности. Если
малыш страдает нарушением сна или у него выражены невротические
проявления, излишняя педагогическая жесткость может ему навредить. В
таких случаях лучше пожертвовать полчаса времени и дождаться у
кроватки, пока малыш заснет, чем своей принципиальностью усугубить уже
имеющиеся проблемы.
|